Юридическая консультация
в Новосибирске
- Составление исков, претензий и жалоб,
- Защита ваших интересов в суде по гражданским и уголовным делам.
Или позвоните нам прямо сейчас! Мы на связи!
Навязывание услуги, или Избавление от прицепленных затрат
Российское законодательство, и среди прочего – отечественные законы о защите конкуренции и защите прав потребителей, прямо и однозначно запрещают приобретение какого-то товара, заказ какой-либо услуги или выполнение какой-то работы обуславливать приобретением других товаров, выполнением других работ и оказанием других услуг. Однако попытки так сделать все равно бывают, и в народе такие «дополняшки» получили очень точное название - навязывание услуги.
Юридическая консультация сталкивается с подобными вопросами граждан каждый день. Прекрасный пример такого навязывания становится кредитование в банковских структурах: почти все, кто брал кредиты, сталкиваются с тем, что в нагрузку к ним подписывается еще и договор страхования жизни и здоровья.
Безусловно, такая бессмысленная нагрузка на карман не вызывает никакого восторга у потребителя, но вот наконец и на его улице наступил праздник. Ведь теперь провернуть навязывание услуги будет намного сложнее. И причин тому – две: изменившееся законодательство и несколько решений российского Верховного Суда.
Нужно ли гражданину заменять гудок?
Началось все с жалобы одного из пользователей сотовой связи в одно из отделений Роспотребнадзора: компания-оператор навязала гражданину услугу замены гудка, которая требовала отдельной платы ежесуточно.
Единственным для Роспотребнадзора способом разобраться в ситуации оказалась внеплановая проверка, по итогу которой компания-оператор получила предписание с указанием на два ее нарушения. Во-первых, по мнению Роспотребнадзора оказался нарушенным второй пункт 16-й статьи российского закона № 2300-1, в которой покупку одного товара нельзя обусловливать покупкой другого. Во-вторых, в своем 25-м пункте были нарушены утвержденные 575-м правительственным Постановлением Правила оказания телематических услуг – там сказано, что у операторов нет права навязывать иные услуги при заключении договора и требовать за них отдельную плату.
Была возможность отказаться? Значит, услуга не навязана!
Однако компания-оператор предписание оспорила, и арбитры вынесли решение о его недействительности.
Их последовательность рассуждений была такой. Гражданин приобрел тарифный план, который мы условно назовем «Полный шик». В основной пакет услуг по этому плану компанией-оператором была включена и услуга по замене гудка, на которую был прописан ценник – два рубля в месяц, а также возможность для абонента первые четырнадцать дней пользоваться этой услугой бесплатно и отключить ее при желании.
Учитывая, что невозможно помнить все, компания-оператор отправила за два дня до окончания бесплатного двухнедельного периода смс-ку этому (как и любому другому, кто пользовался этим тарифом) гражданину о том, что бесплатность скоро закончится и услугу можно отключить с помощью особой команды, указанной в том же сообщении.
Однако никаких сведений о том, что подавший жалобу гражданин предпринял по этому поводу хоть какие-то действия, не поступило и не было предоставлено. Бланк тарифного плана «Полный шик» включает сведения об услуге замены гудков, о ней же информирует сайт компании-оператора и ее салоны связи. Причем отказ от услуги совершенно не меняет условий использования тарифа, и договор не ставит приобретение каких-то услуг в зависимость от услуги по замене гудка.
Все это вместе взятое привело арбитров к выводу о том, что раз условия тарифного плана «Полный шик» предусматривают ничем не ограничиваемое выражение воли пользователя на то, чтобы получать услугу по замене гудков в структуре основного пакета, и возможность от нее отказаться, то навязывание услуги в этой ситуации не происходит – что и было зафиксировано в их Постановлении, вынесенном ФАС СЗО № А 56 – 69622 / 2010.