![Права пациента Права пациента](/images/ugolovnoe-delo/advokat-konsultazia.png)
Права пациента
Нарушение прав пациента юридическая консультация в Санкт-Петербурге.
Кого мы привыкли считать пациентами? На первый взгляд, ответить на этот вопрос совершенно нетрудно – того, кто заболел или получил травму и для того, чтобы получить медпомощь, обратился к медработникам. И это верно – но только наполовину.
Интересная тонкость как раз и заключается в том, что пациент – это абсолютно любой человек, обратившийся для получения тех или иных медуслуг к медработнику, который либо практикует частным образом, либо работает в официальном медучреждении. И поводом для обращения не обязательно должно быть лечение или медпомощь: обратившийся может быть совершенно здоров, и речь может идти о повсеместных сегодня профосмотрах, о диагностике, о сдаче анализов или о консультациях медицинского специалиста. Как только человек за чем-то из этого обратился к обладающему лицензией специалисту или учреждении – он стал пациентом, и у него появился определенный набор прав пациента.
Эти права ясно прописаны в российском законе ФЗ-323 и подразделяются на две группы:
- Группа, связанная с комплексом социальных обязательств, ответственность за реализацию которых в деле оказания медпомощи гражданам несут частные структуры, госорганизации и само российское правительство - это социальная группа.
- Группа прав, которые невозможно отделить от непосредственной личности обладающего ими пациента - это индивидуальная группа.
Наиболее важными для каждого из нас являются как раз индивидуальные права, согласно которым пациент обладает правом:
- Получить не только полные, но и абсолютно достоверные сведения о том, в каком действительно состоянии находится его здоровье, какие риски возможны в его случае и какими будут последствия, если он откажется от медпомощи;
- Осознанно согласиться или отказаться от того, чтобы ему была оказана медпомощь;
- Получить не просто медпомощь, а медпомощь качественную, которая будет включать и полноценную диагностику, и адекватное лечение, и содержание, выдержанное в полном соответствии с нормами санитарии и эпидемиологии;
- Получить услуги, которые оказываются как составляющие программ медстрахования, на добровольной основе услуги;
- Выбрать устраивающего его врача или заменить текущего врача на более подходящего по его мнению, а также сменить медучреждение;
- Получить в процессе оказания медпомощи достойное и уважительное отношение;
- Отказаться от медпомощи совсем;
- Получить соответствующее облегчение своих страданий;
- Получить полную (разумеется - за исключением предусмотренных законодательством случаев) конфиденциальность получения медицинских услуг и даже самого факта обращения в медучреждение;
- Выбирать тех, кому может быть сообщена какая бы то ни было информация о нем как о пациенте;
- Получить возмещение ущерба, который в ходе оказания медуслуг был ему причинен.
Печальным фактом современной действительности стало то, что нарушение прав пациента – обыденность. И происходит это главным образом потому, что пациент редко до конца представляет себе, какими правами он реально обладает и где они нарушаются.
10 основных нарушений прав пациента
Отечественное законодательство выделяет десять основных видов нарушений прав пациента:
- - Отказ оказать медпомощь без каких бы то ни было обоснований, либо ее оказание – но не в том объеме, в котором она реально требовалась;
- - Нарушение режима лечения либо условий, в которых должно было бы проходить такое лечение;
- - Оказание медпомощи на неповлекшем причинение вреда здоровью, но тем не менее - абсолютно ненадлежащем качественном уровне, который ни по уровню, ни по объему помощи никак не соответствует установленным в России медстандартам;
- - Оказание медпомощи уже на повлекшем причинение вреда здоровью или вообще приведшем к смерти абсолютно ненадлежащем качественном уровне, который ни по уровню, ни по объему помощи никак не соответствует установленным в России медстандартам;
- - Выбор методов лечения, сопровождающихся болевыми ощущениями, в то время, когда была возможность выбрать безболезненные методы;
- - Требования оплатить медпомощь или взимание платы без каких бы то ни было на то обоснований;
- - Злоупотребления со стороны оказывающих медпомощь медработников;
- - Искажение или непредоставление информации о том, какой диагноз был поставлен, какие риски возможны в конкретной ситуации для пациента, какие последствия его ожидают и какие результаты будут у лечения;
- - Несохранение врачебной тайны;
- - Предоставление недостоверной меддокументации или ее полное отсутствие.
Куда обратиться, когда произошло нарушение прав пациента
Вполне естественно, что соблюдение всего комплекса прав потребителей медуслуг не оставлено на откуп самого медперсонала – иначе нарушение прав пациента стало бы намного более частым явлением. Функции защиты пациентов и их прав возложены на четыре группы учреждений.
Логичным решением стало то, что нарушение прав пациентов должно отслеживать и предотвращать непосредственное руководство медучреждения. Ведь репутация того или иного медицинского центра сегодня определяет многое, и его руководители напрямую заинтересованы в том, чтобы ее уровень был как можно более высоким. Если же руководство не собирается предпринимать ничего, обратиться можно в вышестоящую структуру региональное отделение Минздрава.
Другой, во многом – очень недооцененной возможностью привлечь недобросовестных медработников к ответственности за нарушение прав пациента становится его страховая медицинская компания или же местный фонд ОМС.
Если же нарушение прав пациента оказалось достаточно серьезным, его берут на проверку и разработку органы прокуратуры.
И, наконец, практически универсальным способом защитить свои права в подобных ситуациях становится обращение в судебные инстанции. Часто имеет смысл попробовать сначала воспользоваться досудебным порядком решения вопроса, направив в адрес медучреждения досудебную претензию. Однако бывает и так, что самым рациональным выбором становится подача заявления сразу в суд.
Какую ответственность несут медработники за нарушение прав пациента
Когда медпомощь оказана некачественно и в результате этого пациент получил вред собственному здоровью, виновный в этом медработник привлекается к ответственности. И ответственность эта зависит от того, какие именно неблагоприятные последствия имеют место в данном конкретном случае. Такие последствия отечественное законодательство подразделяет на три группы.
Первая группа - несчастные случаи. К ним относятся такие исходы медпомощи, которые с одной стороны – повлекли неблагоприятные последствия, а с другой предвидеть или предотвратить такие последствия не было никакой возможности даже несмотря на адекватные и своевременные действия медперсонала.
Вторая группа - врачебные ошибки, которые возникают по следующим причинам:
- - Медпомощь оказана в условиях, которые для этого никак не подходили, или в условиях плохой технической и материальной оснащенности;
- - Примененные методы лечения оказались несовершенными в отношении данного конкретного случая;
- - Врач оказался недостаточно подготовлен или в принципе некомпетентен в вопросе оказания данного конкретного вида помощи.
Однако есть предусматриваемые законодательством обстоятельства, в которых негативные последствия могут наступить помимо воли медперсонала, а именно:
- Заболевание оказывается чрезвычайно редким, злокачественным или проявляет осложнения;
- Организм пациента обладает заранее непредсказуемыми индивидуальными особенностями;
- Пациент или его законные представители действовали неправильно, например – отказались от своевременного помещения пациента в стационар, обратились за медпомощью слишком поздно, нарушили режим лечения;
- Психофизиологическое состояние оказавшего медпомощь, например – крайняя степень его переутомления.
Третья группа – те профессиональные правонарушения, которые уже вполне обоснованно признаются наказуемыми упущениями, потому что здесь нарушение прав пациента произошло из-за небрежности или умышленного действия медработника.
У такого профессиональные правонарушения есть два основных критерия: во-первых, оно произошло вследствие того, что к своим обязанностям медработник отнесся недобросовестно или халатно, во-вторых – применил не соответствующие медстандартам методы или оказал услугу, не имея для этого соответствующей лицензии.
Третья группа последствий нарушения прав пациента влечет за собой предусмотренную российскими законами ответственность: если последствия оказались тяжелыми или классифицируются как средний уровень тяжести – ответственность носит уголовный характер, если нанесен моральный вред – наступает гражданская ответственность, если речь идет о нанесении повреждений легкой степени – применяются меры дисциплинарной ответственности.
Ответственность за некачественное лечение пациента
Почувствовав себя плохо, мы обычно обращаемся к доктору за консультацией и квалифицированной помощью и привычно ожидаем, что врач знает лучше, ответственно относится к своей работе и действительно заботиться о здоровье своих пациентов. Однако в реальности это может оказаться далеко не так. По причине усталости, чрезмерной загруженности или банальной халатности любой медицинский работник способен совершить серьезную, а подчас и фатальную ошибку, которая нанесет ощутимый вред состоянию пациента или, в худшем случае, лишит его жизни.
Любое из вышеперечисленных действий - это нарушение прав пациента, защищенных рядом статей ФЗ-323. Медицинские услуги согласно российскому законодательству имеют ряд обязательных к соблюдению правил и стандартов, нарушение которых может повлечь за собой не только серьезные штрафные санкции или увольнение медицинского сотрудника, но и уголовное преследование в особо тяжких случаях.
Если вы считаете, что стали жертвой медицинской ошибки, то имеете право обратиться в судебные органы для разрешения вашей ситуации и возмещения причиненного здоровью ущерба. Для этого лучше заранее собрать все сопутствующие делу бумаги и доказательства, а также заручиться поддержкой опытного в этой специфической сфере права адвоката, который сможет эффективно представить их в суде.
Предъявить свои законные претензии вы можете как к конкретному лицу, допустившему ошибку, повлекшую за собой ухудшение вашего самочувствия, так и медицинской организации в целом, в которой вы проходили лечение на тот момент.
Обращаться в компетентные органы нужно либо по месту жительства истца или по месту нахождения самого медучреждения. Обратите внимание, что вы всегда можете попробовать уладить возникший конфликт и получить достойную компенсацию и в досудебном порядке, но на практике удается это лишь единицам. Культура "мирных" разрешений медицинских ошибок в нашей стране пока не сложилась, поэтому свою правоту пока приходится отстаивать с помощью квалифицированных юристов.
Составляя исковое заявление и список претензий, обратите внимание, что вы можете требовать компенсации не только за вынужденные траты на непосредственное устранение врачебной ошибки, если такое вообще возможно, но и компенсацию за потерю заработка, а также возмещение морального ущерба.
Если вы проходили обследование или лечение, пользуясь своим ОМС, и у вас возникла конфликтная ситуация по причине неправильного лечения, немотивированного отказа в оном или предоставлении важной для вашего здоровья информации, то одним из ответчиков здесь также выступит ваша страховая организация. В случае когда по какой-то причине вам отказываются выдавать медицинский полис, вы также можете отстоять свое право в суде.
Обратиться в суд с официальной жалобой и требованиями о компенсации вы можете не только на сотрудников больницы или саму организацию, но и фармацевта, допустившего ошибку.
Однако в любой случае в суде вам сначала придется доказать, что именно из-за ошибки медработника ваше состояние ухудшилось. Всегда есть возможность, что суд не согласиться с вашими обвинениями.
Подать иск в ответственную инстанцию полное право имеют и родственники пострадавшего (даже после его кончины), если они подозревают, что действия медицинских работников нанесли тяжкий вред его здоровью или же привели к смерти.
Адвокаты по всем отраслям права:
![Адвокат по делам о грабеже](/images/ikons/advokat-1.png)
Адвокат по делам о грабеже
Если вам предъявляют обвинение в грабеже или разбое![Адвокат по налогам](/images/ikons/advokat-3.png)
Адвокат по налогам
Налоговые споры, сбор доказательной базы, аудит, защита в суде![Адвокат по наркотикам](/images/ikons/advokat-4.png)
Адвокат по наркотикам
При задержании за хранение или употребление наркотиков или по подозрению в этом![Условно-досрочное освобождение (УДО)](/images/ikons/advokat-5.png)