Права пациента

Права пациента

Пациентом обычно считают человека, который проходит лечение в связи с болезнью или травмой. Однако с точки зрения отечественного законодательства это не совсем так: в нем пациент – это человек, который обратился в медучреждение за помощью. И все – он не обязательно должен быть больным. Он может прийти для консультации, проведения диагностики или сдачи анализов. А оказать ему ту или иную нужную ему услугу может только медучреждение, у которого есть соответствующая лицензия.

И как только человек из посетителя превращается в пациента – у него появляется определенный набор прав, которые он может защищать самостоятельно или с помощью общественных организаций. А кроме этого, права пациента защищают структуры правоохранения, Роспотребнадзор и судебные инстанции. Ключевым моментом такой защиты будут документы и мнение профильных медицинского юриста, а опорой для нее становится российское законодательство.

Задайте вопрос юристу!

+7 (812) 904-34-26 консультация адвоката в Санкт-Петербурге

Какие законы регулируют права пациента?

Вполне естественно, что гарантирует права пациента ключевой закон страны – Конституция. Однако помимо нее, есть еще несколько важных законов этого направления, и наиболее значимым является стоящий на страже здоровья и благополучия отечественных граждан ФЗ-323.

Важен ФЗ-323 потому, что именно он прописывает основные понятия, на которые опираются права пациента и осуществление их защиты. Помимо того, что он формулирует эти права, а в дополнение к ним – и перечень обязанностей, в нем также сосредоточены основные понятия медицинской сферы, комплекс обязанностей и прав медработников и медучреждений. Последняя редакция этого закона стремится идти в ногу со временем и включает современные определения здоровья и медпомощи, медуслуг и медорганизаций, пациентов и охраны их здоровья. А также значимые для понимания сути медуслуг определения о самих услугах, вмешательстве, лечении, диагностировании, профилактическим мерам и прочих важных вещах.

Расширяет и уточняет права пациента и их регулирование ряд других законов – об обязательном медицинском страховании, о социальной госпомощи, о трансплантациях, о помощи психиатрического профиля, и в общий список включается даже Европейская соцхартия в своей 13-й статье.

Какие права формулируют все эти документы? Юридическая консультация придет вам на помощь.

Основные права пациента

В первую очередь каждый гражданин может рассчитывать на то, что:

  1. Его здоровье будет охраняться;
  2. Ему будет оказываться медпомощь;
  3. У него будет возможность соглашаться или отказываться от вмешательств;
  4. Он может выбирать медучреждения и врачей;
  5. Он будет получать верную информацию не только о своем о здоровье, но и о влияющих на него факторах.

Принимая это во внимание, пациенту предоставляется и набор из одиннадцати его основных прав. Он, в частности, обладает правом на то, что:

  • - Ему будет проведена диагностика, он получение лечения и возможность восстановить собственное здоровье в медорганизациях;
  • - Он может выбрать и само медучреждение, и устраивающего врачебного специалиста;
  • - Он может получить консультацию соответствующего ситуации медицинского специалиста;
  • - Он будет проинформирован о спектре собственных прав/обязанностей, а также о ситуации со своим здоровьем, и будет иметь возможность выбирать, кто может быть об этом еще проинформирован;
  • - В отношении него будет на должном уровне сохраняться врачебная тайна;
  • - Он может отказаться от манипуляций медицинского характера;
  • - Он получит облегчение боли, ставшей следствием вмешательства или заболевания, при помощи соответствующих лекарств или нелекарственных способов;
  • - Он получит при стационарном лечении соответствующее лечебное питание;
  • - Он получит возмещение полученного в ходе получения медпомощи вреда для собственного здоровья;
  • - Он получит возможность лично общаться с законными представителями или адвокатами для обеспечения своей правовой защиты;
  • - Он получит возможность лично общаться со служителями его религии и проведение не нарушающих распорядок медучреждения религиозных обрядов.

В этом списке следует отметить два последних пункта, потому что они включаются в права пациента только в одном случае – при прохождении долгосрочного лечения.

Поскольку права пациента неотделимы от медпомощи, которую он получает, полезно понимать, какой бывает эта медпомощь.

Задайте вопрос юристу!

+7 (812) 904-34-26 консультация адвоката в Санкт-Петербурге

Три вида медицинской помощи

Казалось бы, медицинская помощь понятна и везде одинакова. Однако отечественное законодательство разделяет ее на три большие группы.

Неотложная медпомощь оказывается тогда, когда состоянию здоровья человека и даже его жизни угрожает очевидная опасность. Естественно, что главным фактором такой помощи должна стать ее максимальная оперативность, а предпринимаемые специалистами действия должны при минимуме времени и операций дать максимально возможный результат. Предоставление такой медпомощи возможно любым медработником при соблюдении двух условий – должной квалификации и назначения руководителя.

В отличие от нее специализированная помощь – мероприятие плановое: ее медучреждение оказывает только тогда, когда есть направление врача и вполне конкретное состояние или заболевание.

И, наконец, первичная медсанпомощь – это повсеместно распространенные и известные каждому осмотры, профилактические и пропагандистские мероприятия, а также диагностика и проведение наблюдения беременности. Здесь на первый план выходит информационная составляющая, которая напоминает об особой категории прав пациента – информационных правах.

Информационные права пациента

Это права, определяющие то, что имеет право знать пациент медучреждения. В частности, он обладает правом:

  • - Узнать итоги своего обследования;
  • - Знать, какой именно диагноз ему поставлен;
  • - Быть в курсе того, какие заболевания у него имеются;
  • - Знать, какой прогноз дают специалисты в отношении его болезни;
  • - Быть ознакомленным со способами оказания ему той или иной медпомощи;
  • - Знать риски;
  • - Знать виды вмешательств, вероятные в его случае;
  • - Быть осведомленным о последствиях медицинских манипуляций;
  • - Знать итог оказания ему медпомощи.

Кто сообщает ему о состоянии его здоровья? Права пациента говорят о том, что делает это или конкретный медработник, который на это уполномочен, или лечащий врач. Причем сообщаются те или иные сведения в зависимости от ситуации или лично, или (в случаях недееспособности или несовершеннолетия) через законных представителей. Важной тонкостью здесь является то, что если пациент не желает получать такие сведения, то они против его воли ему просто не могут быть предоставлены. Ряд ситуаций требует высокого уровня такта, например в случаях, когда прогноз развития состояния пациента очень далек от утешительного.

Часто спорной ситуацией становится возможность пациента изучать собственную медицинскую документацию. Некоторые говорят, что ему запрещено знакомиться со справками или смотреть результаты анализов, некоторые наоборот – разрешают такие действия. Закон в этом случае вполне ясен – права пациента предоставляют ему право это делать, причем не только лично, но и при помощи своих законных представителей. Более того, основываясь на этих бумагах, он обладает правом на консультации у других профильных специалистов. Получить выписки из меддокументов можно, написав в двух экземплярах соответствующее заявление.

Говоря об информации, полезно помнить об ее обратной стороне – сохранении врачебной тайны.

Задайте вопрос юристу!

+7 (812) 904-34-26 консультация адвоката в Санкт-Петербурге

Врачебная тайна как составляющая прав пациента

Всем понятно, что в ходе общения с пациентом неизбежно медперсонал узнает о нем такие сведения, которые этот пациент предпочел бы в принципе никому не сообщать. Как раз на этот случай и сформулирована концепция врачебной тайны. Что это такое?

Врачебная тайна – это те группы сведений о пациенте, которые в числе прочих стали известны медработникам, но которые не могут быть разглашены этими медработниками никаким третьим лицам. В массив таких сведений включаются данные о диагнозе и в принципе о факте обращения за помощью, и иная информация, которая получена в ходе медобследования. То, что тайна называется врачебной, вовсе не означает, что сохранять ее обязаны только врачи – условие ее сохранении распространяется на каждого работника медучреждения, которому эти сведения стали доступны.

Однако из каждого правила есть исключения, и в отношении врачебной тайны ее разглашение допустимо, если:

  • - Гражданину нужно медобследование или лечение, чтобы устранить угрозу жизни или в случае экстренных показаний, но выразить на это свою волю самостоятельно или через законного представителя он по любым причинам не способен;
  • - Существует опасность того, что проблема станет массовой – например, отравление большого количества людей или распространение инфекции;
  • - Получен запрос соответствующего органа;
  • - Помощь оказывается не достигшему 18-летней планки лицу и появляется необходимость сообщить важную информацию его законному представителю или родителю;
  • - Поступает пациент, состояние которого определяется результатом правонарушения и требуется сообщить в ОВД;
  • - Проводится военно-врачебная экспертиза;
  • - Произошел производственный несчастный случай или диагностировано профзаболевание;
  • - Для оказания помощи другому медучреждению требуется обмен информацией (в этом случае персональные данные обязательно должны быть защищены);
  • - Сведения требуются для ведения контроля и учета в системе обязательного соцстрахования;
  • - Осуществляется надзор за тем, чтобы медицинская деятельность была безопасной и оказывалась качественно.

Но если врачебная тайна или любые другие права пациента были нарушены тем или иным способом – их следует отстаивать. Как сделать это грамотно?

Задайте вопрос юристу!

+7 (812) 904-34-26 консультация адвоката в Санкт-Петербурге

Что делать, если права пациента оказались нарушенными?

Знать свои права пациента – полезно, но реальную эффективность эти знания приобретают только тогда, когда вы понимаете, как их можно применить.

Итак, вы оказались в ситуации, когда ваши права как пациента оказались нарушенными. Чтобы их отстоять, есть пять законных методов.

Начинать нужно с самого простого и легко выполнимого – с переговорного процесса с руководящим составом медучреждения. Понятие «переговоры» вовсе не означает беседы тет-а-тет – наоборот, все должно происходить в письменном виде, и к процессу должен быть привлечен опытный именно в таких вопросах адвокат. При внешней простоте у метода обычно неплохая результативность – приобретать негативную репутацию в наши дни ни одно медучреждение не стремится.

Если переговорный процесс оказался нерезультативным или руководящий состав медучреждения не идет на него совсем, можно применить второй метод – обращение в местный здравоохранительный комитет.

Третьим методом станет обращение к профильной общественной организации - Лиге защиты прав пациентов, целью которой как раз и является отстаивание и восстановление прав пациентов. И помощь от нее может быть не только консультативной, что само по себе тоже немаловажно – ее сотрудники придают делам общественный резонанс, ведут дела в судебных инстанциях и при этом позиционируют свою помощь как бесплатную.

Четвертый метод – обращение в правоохранительные структуры и прокуратуру, которые возьмутся за дело в том случае, если в нем есть какое-то правонарушение – серьезные последствия для здоровья, угроза жизни, противоправные действия персонала.

И, наконец, пятый метод – обращение в судебные инстанции. И на практике именно этим методом все может и начаться, и успешно закончиться. Потому что специфика нарушения прав пациентов в том, что факты должны иметь документальные подкрепления, так что зачастую общаться с руководством медучреждений или работниками правоохранительной структуры не имеет смысла – нужна зафиксированная точка зрения независимых экспертов.

Несмотря на то, что права пациентов в нашей стране получили достаточно четкую законодательную регламентацию, их практическое отстаивание в реальной жизни оказывается далеко не таким простым. Соблазн нарушить права пациента для медработника иногда слишком велик, а стремление признать свои ошибки стремится к нулю. Поэтому для того, чтобы отстоять свои интересы и получить достойную компенсацию, потребуется привлечь медицинского адвоката, которые смогут достойно вам помочь.

Задайте вопрос юристу!

+7 (812) 904-34-26 консультация адвоката в Санкт-Петербурге

Адвокаты по всем отраслям права:

Подробно

Помощь опытных адвокатов при задержании, на следствии, в суде. Апелляции и процесс условно-досрочного освобождения.

Адвокат по делам о грабеже

Адвокат по делам о грабеже

Если вам предъявляют обвинение в грабеже или разбое
Адвокат по налогам

Адвокат по налогам

Налоговые споры, сбор доказательной базы, аудит, защита в суде
Адвокат по наркотикам

Адвокат по наркотикам

При задержании за хранение или употребление наркотиков или по подозрению в этом
Условно-досрочное освобождение (УДО)

Условно-досрочное освобождение (УДО)

Помощь в УДО, смена режима, перевод из места отбытия наказания в другое