Возврат товара потребителем
О том, что отечественное законодательство регулирует права потребителей услуг и товаров – известно практически каждому. Однако не каждый знает, что по защите прав потребителей нормативное регулирование охватывает не только качественные характеристики поступающих в продажу товаров и предоставляемых услуг, но и устранение их возможных недостатков, а также обмен и возврат товара потребителем.
И знание таких тонкостей будет полезно для каждого, кто не намерен терять собственные деньги в ситуациях, когда он приобрел бракованный смартфон или неработающий компьютер. Поможет это знание и тогда, когда недобросовестные продавцы отказываются принимать не устроивший по каким-то причинам покупателя предмет якобы потому, что возвращается этот предмет в состоянии ненадлежащего качества. Сфера защиты потребительских прав – это компетенция Роспотребнадзора, и управления этой организации есть в каждом более-менее крупном городе. Если продавец вдруг начал удивительно вольно трактовать положения Закона о правах потребителя, причем – именно в свою пользу, то обращаться следует именно туда. Но при этом полезно знать, действительно ли ваши права оказались нарушенными.
Какими же правами обладает покупатель в вопросах такого возврата?
Возврат товара потребителем: ситуации и возможности
Споры способны возникнуть везде, где есть как минимум две стороны. И если есть продавец и покупатель – спорные ситуации время от времени просто неизбежны. А самой популярной причиной таких споров становится возврат неустроивших покупателя вещей.
Некоторые покупатели свято убеждены в том, что как раз они то всегда и безусловно правы. Но на практике так оказывается далеко не всегда. Ситуации возврата и условия, на которых он осуществляется, расписаны в российском законе № 2300-1, регулирующем в принципе весь объем потребительских прав.
Ситуация, когда вещь приобретена, а впоследствии в ней обнаружились те или иные недостатки, рассматривается в первом пункте 18-й статьи этого закона. И в этом случае покупателю предоставляется четыре возможности:
- Вернуть товар продавшему его лицу или организации с получением обратно своих денег;
- Обменять некачественную вещь на качественный и исправный аналог;
- Потребовать снизить цену и выплатить разницу;
- Устранить недостатки за счет самого продавца.
Однако все это становится правом покупателя только в одном случае – если в момент покупки продавец не оговорил проблемы, дефекты и недостатки товара. А сделал он это или нет – прописывается либо в платежных документах, либо в гарантийном талоне.
Отдельной ситуацией будет приобретение так называемого технически сложного товара – все товары, причисляющиеся к этой категории, обозначены в отдельном списке правительственного Постановления № 924. Здесь возврат товара потребителем возможен только тогда, когда в вещи обнаружен недостаток, неисправность или брак, и только в пределах пятнадцати дней с момента, когда вещь была приобретена. Если покупатель опоздал с таким возвратом, вещь все равно можно вернуть – если:
- У товара обнаружен не просто недостаток, а недостаток существенный – то есть использовать вещь по ее назначению невозможно совсем;
- Проблема с товаром, несмотря на ремонты, сделала вещь непригодной для использования общей продолжительностью тридцать дней в каждом гарантийном году;
- Продавец не устранил недостаток в течение выделенных ему для этого 45 дней.
Если у товара недостатков нет совсем, но обстоятельства сложились так, что его необходимо вернуть, это осуществимо – но при этом пломбы на вещи должны быть целы, созданная производителем упаковка не должна иметь повреждений, а товарный вид – сохранен целиком и полностью.
И, наконец, следует знать, что некоторые товары вернуть в принципе нельзя: к этой группе относятся продовольственные товары и все, что включено в особый список невозвращаемых товаров – с ним можно ознакомиться в правительственном постановлении № 55, принятом еще в 1998-м году.
Возврат товара потребителем: последовательность шагов
Итак, вам нужно вернуть товар. Если качество его осталось надлежащим – это осуществимо в течение пятнадцати дней, если в вещи есть недостатки – обмен доступен в рамках сроков действия гарантии, но не моет превышать двух лет.
Первое, что следует сделать – это составить соответствующее заявление, а если вещь с недостатками – то претензию. Сделать это нужно юридически грамотно, поэтому полезно как минимум показать написанный вариант адвокату по делам о защите прав потребителей – а еще лучше, если он сам составит бумагу.
Затем бумага отправляется продавцу, а чтобы отправку можно было потом подтвердить – она делается заказным письмом, и обязательно предусматривается уведомление о том, что письмо вручено.
Дальше отечественное законодательство предоставляет продавцу десять дней на то, чтобы ознакомиться с бумагой и ситуацией и принять какое-то решение. Если качество товара оказывается ненадлежащим, у продавца есть три дня на возврат денег.
Однако намного чаще продающая сторона придумывает те или иные причины, чтобы никакого возврата не делать. И в этом случае потребитель должен без всяких промедлений отправляться либо в Роспотребнадзор, либо составлять новое заявление, на этот раз – исковое для судебной инстанции.
Разумеется, все, о чем мы рассказали в этой статье – только общие черты. А ситуации возможны самые разные, и тонкостей в них много. Разобраться, возможен ли в вашем конкретном случае возврат товара потребителем и какие шаги вам следует предпринять для достижения максимального результата, вам поможет юридическая консультация компетентных адвокатов Законного Права.